Статті

Максим Агеев о превращении убытков 2015 в бюджеты 2016

09 марта, 2016. 10:03 Олег Пилипенко
Как удалось удержать персонал и прибыльность ИТ-предприятия в самый сложный год для ИТ-рынка? Максим Агеев, генеральный директор компании De Novo, подводит бизнес-итоги ушедшего года, комментирует ситуацию, сложившуюся в сегменте системной интеграции, и рассказывает о своей практике сотрудничества с госорганами.

В апреле 2015 года у De Novo был неудачный опыт сотрудничества с «Укрпочтой»: компания проиграла непрозрачно проведенный тендер по предоставлению облачных услуг, хотя и предложила при этом самую низкую цену. Однако уже осенью вы сообщили об успешном сотрудничестве с Одесской ОГА. То есть с госорганами все-таки можно работать?

Максим Агеев: Органов власти очень много: есть центральная власть, муниципальная, областная и т. д. После нескольких попыток сотрудничества и анализа ситуации мы подкорректировали свою стратегию, и время покажет, насколько она удачна. 

Во-первых, мы отказались от попыток взаимодействия с министерствами и центральными ведомствами в Киеве. Это огромные бюрократические структуры, с которыми очень сложно о чем-то договориться. De Novo сфокусировалась на областных администрациях, где изменений происходит не меньше, чем в Киеве, управленческий аппарат проще, и в некоторых случаях влияние новых людей и новой информации значительнее. 

Во-вторых, мы увидели, что заработать деньги на каком-либо госучреждении, продавая ему облачные сервисы, на сегодня невозможно. Поэтому начали раздавать облачные услуги бесплатно. И при таком подходе успех есть. Первым был подключен Львовский горсовет, он успешно работает и развивает портал госуслуг. Кроме того, недавно подключилась Одесская ОГА. Судя по динамике запросов, в этом секторе воспринимают Облако De Novo как серьезный инструмент и постоянно наращивают свое присутствие. Также мы предоставили свою площадку волонтерскому проекту iGov.org.ua. 

На очереди стоят еще несколько обладминистраций, с которыми идут согласовательные процедуры. Мы сотрудничаем сейчас с государственными учреждениями в таком формате, потому что только разработка проектов по предоставлению электронных услуг идет около года. 

В настоящее время все подобные проекты носят волонтерский и слегка хаотический характер, а мы предоставляем наши ресурсы, чтобы помочь запустить проект. Если он окажется успешным, тогда, скорее всего, будет выделен бюджет и с нами, возможно, когда-нибудь расплатятся. Поэтому De Novo поддерживает такие проекты, чтобы группа разработчиков могла максимально быстро показать функциональность своих систем потребителю и доказать их право на жизнь. 

Как на местах воспринимают ваше предложение перейти на бесплатное Облако?

М.А.: Если мы встречаем какое-либо сопротивление, то разворачиваемся и уходим. Мы даем Облако лишь тем, кто этого хочет. Какой смысл вступать с кем-либо в споры, бесплатно предлагая свои услуги? 

Почему именно Львов и Одесса оказались наиболее продвинутыми в готовности использовать облачные сервисы?

М.А.: Туда пришли новые люди, большие энтузиасты, которые не обладают опытом работы в госорганах. С такими лучше работать. Они хорошо воспринимают новые идеи, не погрязли в бюрократии. Такие люди оказывают позитивное влияние на процесс в целом. Хотя мы предлагаем сотрудничество всем администрациям. На Форуме электронного правительства во Львове я сделал доклад и сказал, что мы готовы предоставить одинаковые ресурсы всем 22 администрациям Украины. Реакция была позитивная, и сейчас у нас в работе находится несколько новых администраций. 

Проблема в том, что у многих еще нет программных систем, которые можно размещать в облаках, они еще не готовы. Наши условия таковы: мы даем определенный ограниченный объем ресурсов в бесплатное использование на 6 месяцев. В течение этого времени проект должен либо доказать свою жизнеспособность и получить некий бюджет, либо его нужно просто свернуть, так как он неудачен. 

Например, во Львове платформу раскрутили за 3 месяца, Одессе понадобилось месяца 3-4. Это реальные сроки, если не заниматься ерундой по перекладыванию бюрократических бумажек.

Сегодня мало кто из заказчиков способен построить крупный корпоративный центр обработки данных с нуля. Компании вынуждены обращаться к системным интеграторам, однако у последних может присутствовать обширный опыт проектирования подобных объектов, а вот опыта эксплуатации обычно нет. В то же время у владельцев коммерческих датацентров есть довольно богатый опыт как проектирования, так и эксплуатации. Обращаются ли к De Novo как  к оператору коммерческого датацентра за подобными услугами?

М.А.: Совершенно верно, эксплуатация датацентров – очень важная составляющая, по совокупным затратам и влиянию на качество предоставления услуг она играет не меньшую роль, чем закладываемая технологическая архитектура. В этом году мы взяли на обслуживание существующий центр обработки данных одного из банков. Банк сделал правильный вывод – если компания успешно эксплуатирует один ЦОД, то она сможет взять на обслуживание и второй. Сотрудничество полностью построено на соглашении SLA.

На примере такого контракта мы видим, что вышеупомянутый тренд постепенно начинает проявляться и в нашей стране. Хотя пока не могу сказать, что он сильно заметен, и владельцы крупных датацентров видят в таком подходе возможность дальнейшего повышения эффективности. Но уверен на 100%, что в будущем это будет именно так. 

Почему эта тенденция, которая уже четко проявляется в других странах, почти не заметна у нас? Чем это обусловлено?

М.А.: Потому что ИТ-рынок — это в какой-то мере зеркало всей экономики, а ее в Украине постоянно лихорадит. Банков с крупными датацентрами очень мало, многие из них уже отдали свою инфраструктуру на аутсорсинг, в том числе и нам. Кроме того, множество банков сейчас закрывается. Но технологии подталкивают развитие в этом направлении. 

И если банки уже не боятся размещать свое оборудование в коммерческих ЦОДах, то смогут пойти и на то, чтобы обратиться к внешней группе инженеров по эксплуатации, которые займутся обслуживанием кондиционеров, дизелей, электрощитовых и прочих компонентов центра обработки данных. Поэтому думаю, что рано или поздно мы к этому придем.

c4it1

Интервью с руководителями ведущих ИТ-компаний Украины

Помимо услуг коммерческого датацентра и Облака на его базе, вы также предлагаете различные консалтинговые услуги по виртуализации, строительству и эксплуатации ЦОДов и прочему. Насколько прибыльно данное направление в настоящее время?

М.А.: De Novo вряд ли сильно отличается от большинства ИT-компаний по динамике развития. Как оператор коммерческого ЦОДа мы продолжаем расти. В связи с девальвацией гривны мы ведем внутренний оборот только в долларах США. Так вот, даже в долларовом эквиваленте в 2015 году объем сбыта услуг, предоставляемых коммерческим датацентром, вырос примерно на 15%, а Облако – приблизительно на 70%. Самое драматичное падение – в проектных бизнесах, как и на всем рынке системной интеграции. В целом, оборот компании упал в 2015 году примерно на 30% по сравнению с прошлым годом. Но рост коммерческого ЦОДа и Облака частично компенсирует падение в проектном бизнесе. В прошлом году, кажется, вышеупомянутое направление вообще умерло. 2015 год является худшим за всю историю ИT-рынка в Украине. Вторая волна девальвации гривны полностью остановила проекты в первом полугодии. По предварительным прогнозам, по сравнению с 2014 годом рынок сократится на 50%, а если сравнивать с 2013, то падение – минимум четырехкратное. 

Как Вы поступили с персоналом и техническими специалистами в условиях кризиса?

М.А.: Наша компания – одна из немногих на рынке, которая остается финансово устойчивой, потому мы не проводили никаких сокращений. Есть люди, уходящие по собственному желанию, но это естественный процесс. Еще с конца 2014 года мы начали продвигать идею по развитию модели гибридного оператора, где достаточно сильна составляющая консалтинга. Когда осуществляются очень сложные технологические проекты по миграции корпоративных приложений, без специалистов не обойтись. 

В 2015 году De Novo сделала мощный акцент на разработке данного направления. Уже есть и первые успехи. Мы научились объяснять заказчику, зачем нужны консультанты в такого рода проектах и почему за это надо платить. Ведь в противном случае риски по миграции в облако растут лавинообразно, и непонятно, кто за них отвечает. Облако, как работающий программно-аппаратный комплекс, индифферентно по отношению к самому процессу миграции. Есть задача переехать в Облако, но заказчик это сделать не может, у него не хватает компетенции. И вот в данном направлении мы привлекли наших специалистов. Это первое, чем мы загружали персонал.  

Также мы усилили работы в области исследований и разработок (R&D) по подготовке новых продуктов, анализу новых технологий, проведению разного рода испытаний и оценке того, насколько они могут быть применимы у нас. Мы всерьез заинтересовались свежим направлением Managed Services, то есть управляемых сервисов. То, что мы делаем в Облаке, — базовый уровень услуг. Мы просто даем виртуальный аналог физического оборудования и отвечаем за его работоспособность. 

А если посмотреть на технологический стек любой корпоративной системы, то там многое связано с более высокими слоями – слои баз данных, работы операционных систем, поддержка 2- или 3-сайтовых архитектур. Этим обычно занимается служба эксплуатации ИТ-отделов, но мы считаем, что можем выполнять эту функцию более эффективно, в силу экономики масштаба. Фактически это аутсорсинг по выделенным слоям.

Также De Novo в 2015 году начало работу над формированием сервисного каталога и будет пробовать продавать подобные услуги в 2016 году. Таким образом, естественные убытки от простоя проектных команд мы превратили в бюджеты R&D и изучение новых технологий.

Комментарии: