Статті

Куда движется рынок ERP-систем в Украине?

11 августа, 2015. 03:08 Олег Пилипенко
По данным IDC, в 2013 году украинский рынок систем автоматизации управления предприятием вырос на 44,6%. При этом суммарная доля трех ведущих поставщиков ERP-систем за год достигла 90,5%. Однако в 2014 году произошло существенное падение рынка EAS (Enterprise Application Software) – почти на 40%. В этом году ситуация вряд ли улучшится. Какие тренды сегодня можно отметить на рынке ERP-систем? Какие технологии наиболее востребованы и когда можно ожидать восстановления рынка? Чтобы ответить на эти вопросы, редакция ChannelForIT Review решила опросить ведущих экспертов рынка. Признаемся, что некоторые ответы стали для нас несколько неожиданными.

Тренды на рынке

Спад в экономике привел к тому, что заказчики сосредоточились на внедрении специализированных решений, которые обладают хорошими возможностями интеграции. Если ранее компании выбирали ERP как большую интегрированную систему, то сейчас многие рассматривают отдельные модули для управления персоналом и талантами, для планирования спроса, управления перевозками, бюджетирования и финансовой отчетности и т. д. Об этом заявили респонденты из компании Oracle. 

С вышеприведенным мнением согласен Сергей Литвиненко, директор ООО «Корпорация Галактика». По его мнению, на рынке сохраняется устойчивый интерес к узкоспециализированным решениям. Такие программы способны быстро дать измеримый результат как в снижении затрат, так и повышении внутренней продуктивности работы. К подобным системам относятся системы документооборота, электронные архивы, управление ремонтами и обслуживанием оборудования, управление бережливым производством (lean manufacturing).

Кроме того, Сергей Литвиненко полагает, что клиенты по-прежнему считают приоритетным обеспечение отказоустойчивости и работоспособности прикладных систем управления, их соответствие изменчивому законодательству. При текущем уровне падения экономики страны со стороны клиентов есть запрос не только на оптимизацию затрат, но и на их максимальное снижение. Ответ уже есть – это услуга администрирования сложных управленческих систем. Суть ее состоит в том, что заказчик передает исполнителю на аутсорсинг обслуживание и поддержку  информационной системы. Это дешевле, чем постоянно содержать в своем штате программистов и администраторов систем. Повторим: сегодня при внедрении ERP клиенты заинтересованы в экономии затрат, ведь в условиях кризиса компании предпочитают те инструменты, которые с минимальными инвестициями позволяют получить реальный результат — снизить затраты. 

Отметим, что распространяется практика, когда клиенты переходят от модели закупок CAPEX к OPEX как более гибкой и экономически эффективной. Сокращение ИТ-штата и расходов в целом также способствует переходу к сервисной OPEX-модели обслуживания. 

Заказчики фокусируются на сокращении расходов

Под действием кризиса в экономике изменились и требования заказчика. Теперь для него актуальны те решения, которые позволяют экономить, не ущемляя при этом возможности масштабирования и производительности системы. И в этом направлении лидируют облачные решения, считают в Oracle. Именно поэтому облачные технологии являются стратегическим, активно растущим направлением бизнеса Oracle, которая предлагает все три группы главных облачных сервисов — SaaS, PaaS и IaaS.  

Сергей Литвиненко, «Корпорация Галактика», отмечает, что требования сегодня предельно просты: минимум вложений, быстрый результат, низкие затраты на обслуживание. Всякие «рюшечки» и «плюшечки» отошли на задний план.

Совершенно очевидно, что сейчас первоочередная цель заказчиков — сократить расходы, потому при выборе решений все чаще применяются расчеты ROI по окупаемости, и зачастую бюджет играет более важную роль, чем функционал. 

Если говорить о востребованности технологий, то в телеком-отрасли в этом году крупные игроки озабочены единственным проектом – внедрением 3G, и все человеческие и финансовые ресурсы сфокусированы на этом направлении. В других секторах трендом остается необходимость удержания существующих и привлечения новых клиентов, потому сейчас как никогда актуальны CRM-системы. Причем не так давно подобными решениями стали интересоваться компании сегмента среднего и малого бизнеса. 

Кроме того, в силу востребованности на рынке стали появляться бюджетные и в то же время функциональные решения, такие как omniPortal, позволяющие с минимальными инвестициями автоматизировать процессы продаж и сервисного обслуживания. 

В сфере коммуникаций с клиентами трендом является обслуживание с использованием альтернативных каналов: чаты, социальные сети, звонки с сайта. Если раньше такими каналами пользовались единицы, то сейчас компании пытаются автоматизировать обслуживание из-за роста их популярности.  

Западный вендор или отечественный производитель?

Как показывает статистика IDC, отечественные производители систем автоматизации достаточно успешно конкурируют с западными вендорами. За счет чего им удается добиться такого результата, в чем основные преимущества первых и вторых?

Сергей Литвиненко, «Корпорация Галактика», перечисляет несколько основных преимуществ отечественных производителей перед западными вендорами. 

Первое – это цена как на программное обеспечение, так и на услуги. Общая стоимость владения системой для клиентов отечественных и западных вендоров в настоящий момент отличается как минимум на порядок. Цены на западные системы зафиксированы в валюте и во все времена были выше, чем на отечественные решения. А сейчас, когда гривна существенно просела, разрыв стал просто огромным, так как многие отечественные производители номинировали цены в гривне без привязки к валюте. Есть множество примеров, когда предприятие приобрело западную систему управления и после 2008 года не в состоянии ее обслуживать и развивать у вендора, вынуждено содержать у себя штат дорогих специалистов для ее поддержки.  

Второе – достаточная функциональная наполненность отечественного ПО, поддержка национальных и международных стандартов учета, лучших управленческих практик. Так, конкурентоспособность отечественных ERP подтверждена успешными выходами на IPO украинских предприятий — пользователей таких ERP. 

И третье – близость к потребителю. Это проявляется в качественной поддержке украинского законодательства разработчиком, наличии локальной службы технической поддержки, скорости реакции на запрос, высоком уровне значимости клиента для поставщика. В свою очередь, у западных вендоров есть свои преимущества – это мировое имя, бренд, обширная база клиентов по всему миру. 

Большая часть разработчиков сфокусирована на аутсорсинге для западного рынка. К сожалению, национальных производителей, которые делают готовые продукты, можно «пересчитать на пальцах» одной руки. Основные преимущества украинских разработок – стоимость (обратная сторона сложной экономической ситуации — конкурентоспособность за счет цены) и качество программных продуктов (западные вендоры часто привлекают индийских разработчиков со всеми «вытекающими последствиями»). Слабой стороной отечественных решений можно назвать несистемную маркетинговую активность за границей. Большинство разработок узко сфокусированы на рынок СНГ и только в последние годы стали появляться компании с продуманной стратегией продаж на глобальном рынке. 

А вот с точки зрения экспертов Oracle, некоторые преимущества отечественных систем могут обернуться впоследствии недостатками. Например, более низкая стоимость продукта является преимуществом, но, если считать стоимость владения системой за несколько лет, то бывает и так, что стоимость обслуживания, поддержки и развития небольших местных продуктов выше, чем стоимость владения системой западных вендоров. 

Вторая особенность отечественных систем – разработка под специфику местного рынка – иногда тоже оборачивается недостатком. Ведь если к задачам автоматизации относятся внедрение лучших практик, оптимизация процессов в бизнесе, то это можно решить с помощью западных систем, которые имеют также возможности конфигурации. 

Преимущество промышленных  систем крупных западных вендоров заключается также в стабильности, снижении до минимума рисков того, что компания, разработавшая и поддерживающая продукт, перестанет существовать и заказчик останется «один на один» с системой. Количество специалистов на рынке, способных обслуживать и настраивать систему, всегда больше у крупных вендоров, поскольку есть партнерская сеть, специализированное обучение, как, например, Oracle University и его авторизованные учебные центры. 

Если же говорить об облачных продуктах, то западные производители инвестируют большие средства в мощные дата центры, их поддержку и обслуживание, что не всегда могут себе позволить небольшие компании. 

Подъем рынка возможен не ранее 2016 года

По мнению экспертов, одни заказчики заняли  выжидательную позицию, другие не хотят рисковать большими вложениями в ИТ в условиях нестабильности. В частности, в Oracle заявляют, что преимущественно продвигаются проекты, которые очень необходимы для бизнеса, а также те, которые быстро дают ощутимую выгоду.

Сергей Литвиненко, «Корпорация Галактика», более категоричен: «Рынка комплексных проектов автоматизации сейчас нет. Он упал и лежит «мертво». Текущие потребности клиентов часто не совпадают с их текущими возможностями и поэтому переносятся минимум на 2016 год. Бюджеты на проекты развития и инвестиционные ИТ-проекты срезаны практически «в ноль», в том числе в благополучном еще в прошлом году ритейле». По мнению С. Литвиненко, полное восстановление рынка вряд ли наступит ранее, чем через 5-6 лет.

Будем откровенны: в условиях тяжелой финансовой и политической ситуации в стране новых инвестиционных проектов пока практически нет. Полное восстановление рынка возможно только после стабилизации ситуации на Востоке страны. 

Статья была опубликована в 3-м выпуске электронного журнала ChannelForIT Review

Материалы по теме:
Комментарии: